О чувстве долга перед обществом и путях достижения субъективного счастья в рамках системы ценностей общества потребителей.
Читалась: 3 ДЕКАБРЯ 2009 года
(Четверг)

Лектор: Иван Силин
Маркетолог, PR-специалист.

Когда понимаешь какое-либо явление, факт или событие,
необходимость говорить о нем пропадает.



Понятие о счастье человека формируется системой ценностей, в которой он воспитан. Если жизнь ценна – убивать нельзя. Если деньги ценны – их должно быть много или достаточно. Если лесть ценится – индивид должен уметь льстить, если наркотики запрещены – индивид, их употребляющий, считается не подходящим обществу. Человек счастлив тогда, когда разделяет принятую систему ценностей. Все люди, осознающие в себе систему ценностей, отличную от общепринятой, в душе считают, что их система лучше общепринятой. Не совсем понимают, чем лучше, но - считают. Многие даже уверены, что она представляет собой новую ступень эволюции человека в плане внутреннего развития и осознания своего места в мире. Однако эти же «многие» счастливо не живут.
Парадокс, в результате которого счастье системы ценностей потребителей не достигается такими уверенными индивидами, состоит в разнице восприятия денег: для общества деньги – это главный компонент счастья, а для индивидов деньги – средство к существованию. Причина отсутствия счастья инакомыслящего человека, живущего в обществе потребления, заключается в отсутствии у того понятия долга перед обществом за рождение и возможность существовать и познавать, при том, что в сознании его доминирует система ценностей, в рамках которой понятие долга перед обществом действует. Он же воспитан в этой системе ценностей. Под долгом здесь понимается необходимость постоянно оправдывать доверие и ожидания родителей в виде непрерывного достижения «денежного» счастья. При задаче адекватно существовать в обществе, достижение одного маленького индивижьего счастья возможно всего двумя путями: принятия им общей системы ценностей или избавления от одного из составных элементов этой системы ценностей, а именно, от чувства долга. Когда чувство долга аннулировано, сама по себе исчезает и причина, мешавшая достижению счастья.

Замечательные деньги
Я предлагаю взглянуть на это с точки зрения ценностей общества потребления и в нем же оперировать. Очень и очень многие «инакомыслящие» несчастливы. Такая грустная штука. Они чувствуют, что идут на работу, чтобы выполнять ритуал зарабатывания денег. Они имеют ее, работу, имеют стабильный доход, но не имеют внутреннего спокойствия, которое с точки зрения потребителей выражается в осознании того, что твой достаток обеспечен на ближайшее будущее. Что в этот момент комфортно и что все не разрушится ни в ближайшие два дня, ни в ближайшие пять лет. Отсутствие спокойствия происходит из разницы системы ценностей их, уверенных инакомыслящих, и общества, в котором они живут. Отсутствие спокойствия заставляет их находиться в постоянном неосознанном поиске приверженцев аналогичной системы ценностей, с которыми им интересно проводить время. Они имеют счастье и удовлетворение, но с точки зрения потребителя в достатке они не живут. В общем, оно, с их точки зрения, и понятно. Талантливые ребята и девчонки, светлые головы, но лентяи. Их идеи замечательны, но воплощать их они ленятся и от того, считает общество, они не будут богаты. Общество считает таких индивидов «несостоявшимися», но имеющими большой потенциал, или «неуспешными».
Проблема в том, что эти люди, живущие в обществе потребления по законам общества потребления, не признают себя его членами. Несмотря на то, что они понимают, что счастье не в деньгах и не в их количестве, они еще считают, что деньги для них – это единственно возможное средство удержаться в обществе потребления, в городе, где они живут. Кончаются деньги, и общество выбрасывает тебя из своей среды. Остаешься один – и умираешь. Так и обстоят дела в мире, действующем по системе ценностей общества потребления. Как только мы выносим предмет обсуждения за эту систему, определение денег меняется.
Самая удивительная штука в мире, в рамках разговора об обществе потребления, это то, что там деньги являются мерилом даже доверия. Родившись, человек использует все, что ему доступно вокруг него. Это подарок общества потребления. Родители дают ему возможность вступить в их мир и учат существовать в нем. Со временем, по мере своего роста, он узнает о том, что за все, что он использует, необходимо платить. Он узнает это именно сам, и гораздо раньше, чем родители сообщают ему об этом, но молчит, логично решая, что ему лучше в своей сказке, где все появляется само. Родители тянут с этим, потому что в глубине души помнят момент выбора пути развития, на котором они решили развиваться именно в системе ценностей потребителя, то есть буквально – быть потребителями, – и сожалеют о нем.
И все же понимание необходимости платить за блага неизбежно приходит. Количество и качество нужд растут, и общество, в лице родителей, говорит, что ребенок получит все блага для их удовлетворения, если сможет заплатить за них. И логично предлагает действенный инструмент для заработка средств к оплате благ - образование и работу. Образование - для оплаты благ, которые дают ему родители, работа - для оплаты благ, поставляемых обществом. Получая образование и зарабатывая деньги, человек доказывает родителям, что они не зря поверили ему, дав возможность расти и познавать. Это своеобразная сделка, которую совершает любой человек, рожденный в обществе потребления: возможность существовать и познавать в обмен на обеспечение средств к своему существованию в обществе потребителей. Смешно то, что в момент совершения сделки ребенок не осознает ни себя, ни сделки.

Долг за возможность счастья
В результате сделки, человек всю жизнь должен выполнять определенные ожидания и оправдывать доверие, которое близкие и, главное, родители человека связывают с ним. Они родили его, вырастили и воспитали, и, в рамках потребительского общества, которое воспитало их, они из кожи вон лезут, чтобы обеспечить ребенку счастье. Я говорю именно о родителях ребенка, ведь чужим родителям ребенка по большому счету все равно, как идут дела, как растет и взрослеет чужой ребенок. Родители верят в то, что он будет хорошим счастливым человеком, и хотят подтверждения своей веры. Более того, они не просто верят, они уверены, что благодаря всем приложенным ими усилиям и стараниям, он должен быть счастливым. Здесь, кстати, как бы случайно, в первый раз появляется понятие о долге. От того, насколько хорошо ребенок оправдывает надежды и ожидания родителей, зависит их удовлетворение от самих себя и, главное, количество подтвержденной веры в счастье ребенка. Подтвержденная вера со временем трансформируется в доверие: не обманул ожиданий раз, поверим и в следующий раз.
Ребенок обязан своим родителям быть счастливым. Для родителей показателем счастья ребенка является выполнение им их ожиданий и надежд, в виде реализованной способности того к обеспечению своего комфортного существования. При этом уровень необходимого комфорта задается самими родителями. Есть статистика, что чем ниже уровень комфорта потребителя, в сравнении с прочими членами его социальной ячейки, тем выше планка их идеального уровня комфорта. И достижения именно этой планки ожидают от ребенка его родители. Нетрудно представить себе, какие мучения может испытывать ребенок, воспитанный потребителями нижнего уровня дохода в среднем сегменте, если он не достигает в нужном возрасте необходимого комфорта. Что уж говорить о том, если он не достигает даже уровня комфорта родителей, - мучения ужасны и счастья точно нет.
Сразу после рождения ребенка, родители учат его взаимодействовать с окружающим миром: утюг горячий, край бумаги режет, собака бывает кусачей и т.п. И ожидают от ребенка усвоения материала в виде выполнения всех их рекомендаций. Это первое неважное ожидание - безопасности. Затем они прикладывают массу моральных и материальных усилий к тому, чтобы научить ребенка взаимодействовать с миром по модели «что такое хорошо и что такое плохо»: малышей на площадке бить нельзя, со взрослыми надо быть вежливым и кротким, брать чужие вещи нельзя, потому что все это приведет к нарушению первого ожидания безопасности. Умение ребенка взаимодействовать с миром - второе неважное ожидание родителей. Причем, взаимодействовать необходимо именно тем способом, который родители считают правильным для себя. Как только они видят, что ребенок успешно применяет их уроки на практике, они удовлетворены. Другими словами, они понимают, что все приложенные ими усилия не пропали даром: ребенок возвращает родителям долг за рождение и воспитание в виде осязаемого удовлетворения родителей.
В школьном и вузовском возрасте ребенок возвращает долг хорошими оценками и пониманием своего места в мире. Большинство скандалов и ссор с родителями происходят по причине непонимания ребенком ценностей родителей. Ребенок еще не осознает, что растет в обществе потребления, где в обязательном порядке нужно уметь потреблять блага и, следовательно, зарабатывать средства к потреблению. А родители видят это непонимание и огорчаются тому, что их уроки не усваиваются. Ну и ограничивают количество доступных благ. Для родителей-потребителей школьные оценки знаний – первейший показатель того, насколько их ребенок способен потреблять. Знания, в данном случае. А ребенку, коли он не понимает важности знаний, срать на оценки. Отсюда и конфликт.
Но большинство детей, так или иначе, оканчивают школу и выходят во взрослую жизнь. Влияние родителей начинает ослабевать: они уже научили чадо всему, что могли, вложили в него максимум, вспомнили, что и самим пора бы пожить. Да и ребенок умен, вполне может теперь не только о себе позаботиться, но и о них в старости. Это, кстати, тоже ожидание, - вырастить себе опору в старости, продолжателя рода и главу семейства. Родители теперь только наблюдают за тем, чтобы ребенок был счастлив, и иногда корректируют отклонения от пути к счастью. А счастье, в понимании, привитом обществом потребления, заключается в обеспечении достойных комфортных условий существования.
И что делает ребенок? Имея в голове родительские ожидания к себе в безопасности и умении взаимодействовать с миром, а также отягощенный грядущей необходимостью обеспечить старость родителей, он логично прикладывает знания и умения, полученные от родителей, для достижения единственной возможной цели: оправдание ожиданий. Например, квартира оправдывает ожидание к безопасному и комфортному существованию, наличие стабильного дохода оправдывает ожидание умения взаимодействовать с миром и оно же позже гарантирует родителям сыновнюю или дочернюю помощь в старости. Причем, необходимость выполнения условий сделки в виде оправдания родительских ожиданий вшита так глубоко и так тотально стимулируется системой ценностей, что ребенок стремится выполнять те же ожидания и после достижения установленной родителями планки комфорта.
Таким образом, чем больше у ребенка денег, тем более комфортно он существует. Чем более комфортно он существует, тем лучше оправдывает все ожидания и доверие родителей и общества, как их воспитателя. Теперь убираем промежуточные звенья цепочки и видим, что остается: чем больше у человека денег, тем более он оправдывает ожидания и доверие общества. Применяем сюда понимание долга: чем больше он оправдал, тем более он счастлив, потому что его родители счастливы, так как он оправдал. Чтобы чувствовать себя счастливым постоянно, необходимо всю жизнь накапливать доверие и оправдывать ожидания, а так как единственный способ оправдывать доверие является доход, то деньги - мерило доверия.

Страшное одиночество и бесстрашная смерть
Но вот беда: человеку не ценны деньги, он вынужден их зарабатывать, потому что не может жить в пустыне. Ну, болеет, что ли, информационной зависимостью или район хороший, или друзья держат, в любом случае счастья нет. Остается только как-то стать счастливым в рамках общества, где живешь. Существует два пути. Первый – принять систему ценностей общества потребления и жить в соответствии с ней. Правда, тут есть одна штука, которая будет постоянно сидеть в горле: не реализовался, пошел по пути слабого, конформист и т.п. На нее можно «забить» и быть счастливым, если бы не известность второго пути – убрать из своей системы ценностей чувство долга перед обществом. И возникает логичный вопрос: «как?» Так как причина несчастья лежит в парадоксе ценностей (зарабатывать ненужные деньги, чтобы отдать долг) и без денег жить нельзя, необходимо устранить хотя бы ту часть уравнения, без которой можно жить, а именно, долг перед обществом. Тогда деньги изменят свою функцию, и процесс их заработка станет оправдан: для удовлетворения собственных нужд, а не нужды общества в возвращенном долге. Все просто, однако избавляться от долга – трудно. Потому что причина сохранения чувства долга перед обществом – страх остаться в одиночестве и умереть.
Процесс привития чувства долга перед родителями и обществом сопровождается привитием страха остаться в одиночестве. Именно он стимулирует человека на постоянный возврат долга обществу в виде денег, улучшения условий существования и, впоследствии, достижения успешности, признания других людей и доверия миллионов.
Страх - это такая хитрая штука, инструмент обеспечения постоянного желания возврата долга. Опасность одиночества в рамках системы ценностей общества потребления состоит в обязательной смерти или отсутствии успеха и т.п.: «один в поле не воин», «человек - животное стадное», «вместе веселее», «одна голова хорошо, а две лучше» и т.п. И правда, сколько талантливых начинаний и бизнес-проектов тухло в самом начале реализации, потому что кому-то из их участников стало скучно, а «один не потяну»? И кто после этого не думал: «Вот, взялся бы я тогда сам все делать, обязательно получилось бы»? Общество потребления утверждает, что в одиночку человек умирал всегда: в первобытные времена потому, что одному было не завалить мамонта; в средневековье потому, что феодал без армии ничто; в современности, с ее всемирным стремлением к коллективизации в блогах, социальных сетях и реальности. Этот постулат вшивается в воспитанников общества потребления одновременно с обучением чувству долга, и от него чрезвычайно трудно избавиться, будучи полноправным членом этого общества. Однако сегодня этот постулат устарел: в обществе потребления человек вполне способен успешно действовать в одиночестве. Это иллюстрируют многочисленные фрилансеры, миллион с тележкой способов заработка в Интернете, игра на бирже и т.п. Сегодня нет смысла бояться смерти от одиночества, если только не от той же информационной болезни. Впрочем, вопрос, от чего нужно умирать каждый решает за себя сам. Факт в том, что одиночество в современном обществе потребления не подразумевает смерти, а значит, можно смело аннулировать механизм создания страха перед невозвратом долга обществу. Ну и, следовательно, избавиться от самого чувства долга: если мне ничего не будет за то, что я не возвращаю долг, зачем мне его возвращать?

Три компонента счастья
Первое, чему нужно научиться на пути избавления от чувства долга – дисциплине. Необходимо быть субъективно безупречным во всем. Надо доводить до задуманного конца все дела, всегда совершать только те поступки, которые должны быть совершены в конкретный момент. Необходимо быть безупречным настолько, насколько это возможно. В какой-то момент стремление к безупречности может так сильно войти в человека, что он станет осознанно контролировать и разумно объяснять каждый свой шаг. Это плохой знак, потому что с этого момента начинается самосожаление и гордость собой за то, что он выполняет правило и избавляется от долга. Безупречность должна идти из глубины человека, от самого его начала, которое, кстати, находится в бедрах, а не в сердце или сознании. Но она не должна быть внедрена туда снаружи, привычкой или ритуалом, а должна быть помещена туда изначально и прорываться наружу. В общем, она там и есть у всех людей, но не все люди ее понимают.
Второе, что надо, – это получить волю. Она необходима для того, чтобы быть безупречным. Несгибаемая воля позволит различать в своих желаниях самые главные и необходимые, и отбрасывать минутные прихоти, акты самосожаления и прочую неважную ерунду. Она же поддержит стремление к безупречности в ситуациях, когда безупречным быть невозможно под натиском огромного количества выборов на квадратный сантиметр мозга.
И третья потребность состоит в том, чтобы сохранить жизненную силу. Существует концепция, что человек не умеет набирать силу, он умеет только расходовать ее. Он получает определенный запас сил один раз в жизни, при рождении, и в этот момент запас его сил максимален. Этот запас невозможно пополнить, но каждую секунду в течение всей жизни он расходуется. Причем, выражение «сила расходуется в течение всей жизни» понимается буквально: «сила расходуется только во время жизни», после смерти не остается ни сил, ни самой жизни. Отсюда и задача: сохранять максимальное количество силы, сокращая ее расход.
Основное количество сил уходит на выполнение ненужных действий (например, на ритуальную работу), удовлетворение чьих-то желаний пообщаться или поплакать, на погони за ненужными благами и моральные мучения от принятия не имеющих значения решений. Сила – инструмент воли. Как только силы не становится, приходит физическая смерть, и воля не может существовать, так как нет сосуда для ее существования и инструментов для ее осуществления. Поэтому до тех пор, пока есть хоть немного силы, человек может жить и быть сильным волей. А воля, в свою очередь, осуществляет безупречность: позволяет принимать решение о том, что именно значит быть безупречным и действовать соответственно.
Безупречность, воля и сила непрерывно связанны одно с другим: безупречность сокращает расход сил за счет исключения лишних источников ее потребления. Она же закаляет волю, и та еще лучше, еще целенаправленнее использует силу. Однажды запущенный, этот механизм не может остановиться уже никогда. Он неизбежно разрушает начальную систему ценностей индивида, оставляя лишь вопрос скорости процесса. Чем сильнее стремление к безупречности, тем процесс быстрее. Разрушение системы ценностей приводит в итоге к утрате страха перед фактом невозврата долга обществу, и, ввиду отсутствия инструмента контроля работы вшитого в детстве чувства долга, становится несущественным и сам долг.
И в этот момент человек получает выбор, которого был лишен с рождения. Он вновь обретает возможность принимать решение, исходя из собственных побуждений, так как понимает, какие его действия являются актом возвраты долга, а какие нет. И так он избавляется от элемента системы ценностей общества потребления, не выпадая из него.

Заключение
Потребность достижения счастья стоит перед каждым человеком в любой системе ценностей и с начала его жизни. Однако существует разница между пониманием счастья разными системами. Для системы ценностей общества потребления счастье заключается в поддержке собственного существования с целью постоянного возврата долга родителям и обществу. Вне этой системы счастье состоит в обеспечении возможности познавать и творить. Достижение такого «внесистемного» счастья невозможно в рамках общества потребления, так как разрушится сам непрерывный процесс производства и потребления благ. Достигшие и проповедующие его либо уничтожаются обществом, либо уходят из общества самостоятельно. Достижение же счастья путем замещения ценностей общества потребления, или, скорее, возврата ценностей в их изначальное положение, требует от человека избавления от чувства долга. Как только человек перестает отдавать долг, противоречие двух систем, делающее его несчастливым, перестает существовать, и человек достигает счастья.

>> Комментировать! <<